8 (495) 434−46−01
8 (800) 511−28−37
ОТДЕЛ ПРЯМЫХ ПРОДАЖ
![]() |
|
В этом году исполняется 10 лет
Международному фестивалю Vivacello, единственному фестивалю в нашей
стране, посвящённому виолончельной музыке. Каждый год благодаря ему
в Москву приезжают лучшие музыканты мира. Фестиваль даёт не только
возможность насладиться уникальной академической музыкой. Ежегодно он
экспериментирует со стилями и формами, создавая современное
прочтение, и привлекает новую аудиторию.
Его художественный руководитель Борис Андрианов, похоже, не только знает,
как сделать звучание вдохновенным, но и как популяризировать
академическую музыку.
Сейчас у него пересадка в стамбульском аэропорту.
Он пьёт чёрный кофе и воду. Не холодную. Лечу, говорит, из Риги
в Будапешт. С конкурса на концерт. Виолончелист, один
из ведущих музыкантов своего поколения, заслуженный артист России Борис
Андрианов уже почти как дома в стамбульском аэропорту. Вероятно,
и во многих других аэропортах тоже. Он уже знает, где тут сносный
Музыка воздействует на эмоции сильнее, чем любой другой вид искусства |
— В этом году вам снова приглашать аудиторию современной Москвы на фестиваль Vivacello и стараться быть актуальным для них. Что такое именно современный концерт классической музыки?
— Сначала надо отойти от вопроса и ответить, что такое классическая музыка. Различные музыкальные направления стали выделяться в начале XX века. После появились эстрада и электроника. К сожалению, к массовому зрителю музыка вышла в этом виде. А классическая стала называться академической, потому что исполняется на тех самых инструментах, которые были триста лет назад, и пишется для них. Но она не осталась старой. Она идёт в ногу со временем. Становится гораздо более авангардной и современной, чем та же эстрада. Но она не развлекательная, а серьёзная, требующая вникания в драматургию и звучание. Что есть концерт академической музыки сегодня? Это ты приходишь в зал, чтобы немножечко поработать.
— Что значит «поработать»?
— Например, у нас есть фестиваль Vivacello. Нужно
правильно рассчитать нагрузку на слушателя. С одной стороны,
не перемудрить, а с другой — быть чуть сложнее
по восприятию, чем привыкли люди, которые придут на концерт. Это как
если ты пришёл в спортзал в первый раз и тебе сразу дали штангу
весом тридцать килограммов. Ты надорвёшься и больше туда не пойдёшь.
А если дать тебе гантели по полкилограмма, то ты ничего
не почувствуешь. Нужна сбалансированная нагрузка. Так и здесь. Мы
стараемся, чтобы была и новая музыка, и знаменитая. Чтобы можно было
прийти и поработать. Как объяснить человеку не из академического
мира, как это прекрасно и хорошо? Например, сегодня я ехал
в аэропорт с таксистом. Он мне рассказывал, что его сосед заболел
и ему посоветовали слушать музыку успокаивающую и приятную, которая
будет положительно влиять на пищеварение. А ведь классическая музыка
так может. Она эмоции может вызывать самые разные. Она может быть сильной
и мощной. Но только слушать нужно в хорошем зале. Или
во всяком случае на качественной аудиосистеме в тишине.
И очень важно хорошее исполнение. Поэтому мы, когда делаем фестивали и
концерты, приглашаем самых лучших исполнителей, чтобы слушатели не ушли
равнодушными. А исполнитель должен обладать уникальными личными качествами
и талантом, чтобы помочь вам услышать музыку,
Академическая музыка заглядывает внутрь человека |
— Но над чем я работаю, когда прихожу на концерт?
— Над чем? Поработать — значит просто поучаствовать во всём этом. Тебе нужно попытаться поработать душевно, чтобы эту информацию принять. С чем бы сравнить? Например, мы читаем газеты или просматриваем соцсети, узнаём новости, быстро пробегая глазами, не вникая особо. Но гениальную книжку прочитать — это уже трудно.
— Музыка — работа над мышлением?
— Конечно. Это моя любимая цитата из Тарковского
о том, что музыка с действительностью связана меньше, чем любое
другое искусство. Потому что в литературе, живописи, танце есть либо
сюжет, либо визуальное содержание. А музыка действует только на слух.
Поэтому её связь с действительностью гораздо меньше, но она
воздействует на человека эмоционально намного больше, чем любой другой вид
искусства.
С музыкальным критиком и ведущим многих вечеров Vivacello Артёмом Варгафтиком |
— Но там есть музыка. Если он просто стихи послушает,
то может и не увидеть никакой трагедии. Стихи, положенные
на музыку, производят совсем другое впечатление. К сожалению, пока
что мой таксист даже не представляет, что с ним случится, если он
послушает, например,
Академическая музыка заглядывает внутрь человека. Тебе будто
открывается
— Я буду глубже чувствовать себя и собственную жизнь?!
— Да. Но очень важно идти на хороший концерт! Например, на мой. Приходите этим летом на фестиваль Vivarte в Третьяковку! (Борис смеётся и заказывает себе ещё кофе и воду. Не холодную. Ещё он советует, перед тем как пойти на концерт, послушать дома репертуар. Немножко ознакомиться.)
…слушая академическую музыку, мы все становимся немножко лучше. Вся суета, политика и то, чем нам забивают голову, отходит на второй план… |
— Расскажите, пожалуйста, как родились идеи проведения фестивалей, как появился Vivacello, уникальное в своём роде событие. В частности, потому, что в центре его виолончель?
— Поскольку я играю на этом инструменте,
я считаю его самым красивым. И по звучанию, и внешне.
Вообще виолончель — это вся моя жизнь, самовыражение и служение. Десять
лет назад я уже побывал на разных мировых фестивалях, в том
числе виолончельных. Ещё тогда у меня зародилась идея повторить
Фонд Манашеровых
С обозревателем телеканала «Культура» Владиславом
Флярковским |
Фестиваль Vivacello — это пять
концертов. Ещё мы стараемся проводить
![]() |
— Что будет на десятом Vivacello?
— Я пока держу это в секрете. У нас есть четыре концерта, которые уже сформированы: два пройдут в зале имени Чайковского, два состоятся в новом зале парка «Зарядье». А вот пятый концерт… Можно сказать, у меня есть некоторое время, чтобы выбрать из нескольких вариантов и итоговый утвердить. В этом пятом концерте всегда есть фишка, нечто удивительное. А учитывая, что сейчас у нас юбилей… Так что ждите. А ещё каждый год на нашем фестивале звучит мировая премьера, написанная специально для него молодыми композиторами и композиторами маститыми. В этом году у нас большое событие: сольный концерт для Vivacello написал сам Гия Канчели. Это великий грузинский композитор, которого знают по музыке к кино. К «Мимино», например. Один из самых почитаемых в Грузии людей создал музыку специально для нашего фестиваля. Это для нас большая честь.
— Вы говорите о том, что правильный
концерт — это глубокое впечатление. Но он
«Наша работа — это |
Текст: Юлия Глебова
Фото: Евгений Евтюхов, Кирилл Кудрявцев, Денис
Кузнецов