9 ноября 2018

Ивета Манашерова: «Возможности виолончели безграничны»

С 11 по 23 ноября в Москве пройдет юбилейный X Международный фестиваль виолончельной музыки Vivacello. Фестиваль был создан в 2008 году по инициативе известного  виолончелиста Бориса Андрианова и при поддержке культурно-благотворительного фонда Иветы и Тамаза Манашеровых «U-Art: Ты и искусство». О том, что ждет слушателей фестиваля в этом году, корреспонденту Infox.ru рассказала Ивета Манашерова.

— Ивета, расскажите, в какой момент вы решили заниматься меценатством и откуда растут корни? Со школы искусств в детстве?

Любовь к музыке — из детства,  это всегда было в нашей семье как неотъемлемая часть жизни, в той же атмосфере мы воспитывали наших детей. А меценатством мы начали заниматься вполне осознанно лет 15 назад, и одними из наших первых партнеров стали Русский музей и Третьяковская галерея. Затем была премия в области современного искусства «Инновация», выставки в Пушкинском музее и потом музыкальный фестиваль Vivacello.

Все началось приблизительно 15 лет назад, а вот что послужило толчком к этому – не знаю, наверное, какой-то внутренний позыв и пример друзей, которые на тот момент уже состояли в попечительском совете Русского музея.  Они нам рассказали о своем опыте и предложили попробовать. Так что началось все с дружеского посыла и продолжается по сей день.  

— Почему именно виолончель? Почему, к примеру, не духовые инструменты?

Если бы мы в свое время встретились с Сергеем Накаряковым, то, возможно, это мог быть и фестиваль духовых инструментов.

 Мне кажется, что многое в жизни – дело случая. С известным музыкантом Борисом Андриановым мы познакомились в 2008 году. Он нам рассказал, что мировая виолончельная школа берет свои истоки в России, и по всему миру проводятся виолончельные фестивали. Однако в России такого фестиваля до появления Vivacello не существовало. Мы с супругом, недолго думая, решили реализовать эту идею. Так зародился фестиваль, и в этом году он проводится уже в десятый раз.

— Программа фестиваля обновляется из года в год, и ежегодно слушатели могут насладиться исполнением музыкантов из разных стран. Скажите, каким образом осуществляется отбор участников? Возможно, за время проведения фестиваля они стали для вас друзьями?

В первую очередь, это друзья Бориса Андрианова – арт-директора фестиваля. Безусловно, за почти десять лет мы стали больше, чем просто коллеги. Стоит отметить, что среди музыкантов принято поддерживать друг друга, и многие откликаются и приезжают на фестиваль, зная, что получат такой же отклик от наших музыкантов.

В этом году в рамках фестиваля выступит Давид Герингас из Германии. На сцене Vivacello он появится не в первый раз, до этого он отмечал свой юбилей концертом в рамках фестиваля. Многие из музыкантов, которые предстанут перед гостями Vivacello – его ученики.

— Получается, это еще и обмен опытом среди музыкантов различных стран?

Да, все верно. Помимо этого, сюда можно отнести мастер-классы, которые регулярно проходят в рамках фестиваля совместно с Московской консерваторией. Практически все  музыканты, приезжающие из-за рубежа, проводят один день со студентами и делятся своими знаниями и навыками.

— В программе фестиваля представлены не только именитые музыканты, но и молодые исполнители, среди которых Анна Кошкина, Василий Степанов, Эдгар Моро и другие. Как, по вашему мнению, участие в подобных масштабных фестивалях сказывается на развитии и дальнейшей карьере начинающих исполнителей?

Анна Кошкина выступала на одном из концертов фестиваля, еще будучи студенткой Московской консерватории. На мой взгляд, это очень важно, поскольку выступление молодых исполнителей  на одной сцене с именитыми мастерами  дает начинающим виолончелистам колоссальный опыт и возможность общения.

Эдгара Моро, несмотря на возраст, можно смело ставить в один ряд с выдающимися музыкантами, поскольку он является обладателем специального приза на Международном конкурсе Мстислава Ростроповича в Париже как «Самый многообещающий конкурсант». В 2011 году он принимал участие  в Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве и завоевал II премию. После ему была присуждена Премия Академии имени Мориса Равеля. В этом году он сам даст мастер-класс начинающим талантливым виолончелистам.

— Расскажите, с какими сложностями вы столкнулись при организации такого большого мероприятия?

Самое сложное, наверное, это боязнь того, что залы будут пустыми.  У многих всемирно известных музыкантов график расписан на годы вперед, но они откликаются  и приезжают к нам. И у нас, как у организаторов, все время стоит вопрос: «а придет ли наш слушатель?». К счастью, за последние несколько лет можно с абсолютной уверенностью сказать, что у нас появилась своя публика. Люди, действительно, любят наш фестиваль и с удовольствием ходят на наши концерты. Это приятно.

Возможно, это связано с тем, что в рамках Vivacello мы всегда стараемся проводить междисциплинарные проекты. К примеру, к нам приезжал Габриэль Прокофьев – внук Сергея Прокофьева и известный ди-джей. Совместно с Борисом Андриановым они выступили на одной сцене. Для того, чтобы привлечь слушателя, мы, как организаторы, стараемся продемонстрировать безграничные возможности виолончели, этот инструмент может не только солировать, но также импровизировать, участвовать в джем -сейшенах, исполнять современную музыку, аккомпанировать стихам и прозе и многое другое.

Хочется отметить, что фестиваль также имеет и социальную значимость. Кроме того, что мы приглашаем гостей послушать и насладиться хорошей музыкой, мы сотрудничаем с благотворительными организациями: с Фондом Хабенского, с Фондом помощи хосписам «Вера»,  с Ракфондом. Музыка должна быть в жизни каждого, она лечит, поддерживает и вдохновляет.

— Каким вы видите будущее Vivacello? Планируется ли дальнейшее расширение географии?

Нас часто об этом спрашивали, и десятый, юбилейный фестиваль вышел за рамки своей стандартной формы. География Vivacello начала постепенно расширяться. В этом году впервые концерт пройдет в Санкт-Петербурге, а 19 ноября премьера сочинения Гии Канчели прозвучит в Тбилиси. Конечно, мы надеемся на дальнейшее развитие и расширение фестиваля, и в данном случае нам нужна поддержка. 

Помимо этого, весной в Третьяковской галерее мы проводим фестиваль камерной музыки Vivarte, который по составу не уступает Vivacello  и развивается параллельно с ним. Vivarte проходит в зале Врубеля, который вмещает около 200 зрителей, но при этом имеет многотысячную онлайн-аудиторию.


Смотрите также
10 ноября 2018
Есть классические музыканты, которым тесно в окрестре. У них столько идей, столько энергии и столько всего, что можно сказать миру, что они начинают делать сольные концерты. Тромбонист Элиас Файнгерш — один из них
9 ноября 2018
Фильм о единственном в России виолончельном фестивале VIVACELLO, который в этом, 2018 году, празднует свое десятилетие. Фестиваль VIVACELLO возник благодаря инициативе известного виолончелиста, заслуженного артиста России Бориса Андрианова и поддержке культурно-благотворительного фонда Иветы и Тамаза Манашеровых U-Art: Ты и искусство
6 ноября 2018
7 ноября музыканты, участвующие в виолончельном фестивале Vivcello, выступят перед пациентами Научно-практического центра специализированной медицинской помощи детям имени В.Ф. Войно-Ясенецкого. После концерта художественный руководитель фестиваля Vivacello, виолончелист Борис Андрианов и другие участники фестиваля расскажут детям об истории и возможностях своих инструментов.
1 ноября 2018
Vivacello ежегодно представляет премьеры музыкальных произведений, написанных специально для фестиваля. Более чем за 10 лет существования проекта репертуар виолончельной музыки обогатился сочинениями многих выдающих композиторов. К десятому, юбилейному фестивалю премьеру готовит Гия Канчели. На Vivacello музыка Канчели звучала не раз, в том числе и в премьерном формате. В этом году на концерте-открытии в Московском концертном зале «Зарядье» впервые прозвучит сочинение T.S.D. для виолончели с оркестром
30 октября 2018
В этом году исполняется 10 лет Международному фестивалю Vivacello, единственному фестивалю в нашей стране, посвящённому виолончельной музыке. Фестиваль даёт не только возможность насладиться уникальной академической музыкой. Ежегодно он экспериментирует со стилями и формами, создавая современное прочтение, и привлекает новую аудиторию. Его художественный руководитель Борис Андрианов, похоже, не только знает, как сделать звучание вдохновенным, но и как популяризировать академическую музыку

Вернуться в раздел
Разработка сайта: Михаил Коротаев Работает на CMS DJEM. Дизайн — Студия Fractalla